О нас  
Принципы  
Полезные советы  
Партнеры  
Благодарности  
   
Проекты  
Выпускники  
Материалы  
Дети как Дети  
   
Детские дома  
Нужна помощь  
Окажу помощь  
   
Контакты  
Карта сайта  
Почта E-Mail  
 
Наша группа ВК  
 
  Главная /


Психологическая помощь

В этом разделе мы хотели бы поговорить о том, как предупредить возможные трудности и жизненные неурядицы.

Трудоустройство выпускников интернатных учреждений

Очень важно, чтобы бывший воспитанник, который не привык к жизни в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем смог успешно устроиться на работу. Решением трудоустройства обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания).

Органы занятости должны:
- принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;
- провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;
- при необходимости направить на БЕСПЛАТНОЕ обучение с целью получения определенной профессии;
- зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы; после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
- направлять на общественные и временные работы;
- предложить самостоятельный поиск работы.

При трудоустройстве воспитаннику детского дома необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание.

Чтобы удачно устроиться на работу лучше всего обратиться к знакомому взрослому, которому вы доверяете, чтобы он сопроводили вас на биржу труда, так как часто выпускник не может сформулировать свою проблему самостоятельно, может столкнуться с небрежным отношением сотрудников биржи. Часто именно «по знакомству» можно наиболее успешно устроиться на работу.

Помочь может также более опытный выпускник, который уже устроился в жизни, работает. При этом важно понимать свои профессиональные возможности и соответствующие им размеры оплаты труда, перспективы профессионального роста. Важно самому интересоваться о профессиях, знакомиться с интересными людьми разных профессий.


Проблемы трудоустройства

К сожалению, трудоустройство не гарантирует, что выпускник не покинет рабочее место уже через неделю или через месяц после начала трудовой деятельности.
Наиболее распространенные проблемы трудоустройства выпускников и пути выхода из этой ситуации следующие:

Отсутствие прописки. В этом случае при трудоустройстве выпускника в частную фирму возможна такая работа, как курьер или разовые поручения с выплатой небольшой суммы без предоставления работы и оформления трудовой книжки, где не требуется профессиональное образование.

Низкий уровень образования, нет специальности. У выпускников специальных школ-интернатов часто есть желание учиться в вечерней школе, получить нормальное образование в пределах 9 классов. Такое желание всячески приветствуется, работники Органов опеки могут в этом посодействовать.

Конфликты на рабочем месте. Выпускники часто бросают работу из-за конфликтной ситуации на работе, которую создают во многом сами. Причины просты:
- не понял, что сказали, не знает, как выполнить требование (не умеет объяснить причину непонимания, боится переспросить, уточнить);
- проспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;
- заболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;
- не справляется с заданием (сложно!) или монотонные операции вызывают раздражение (надоело!);
- неумение общаться, боязнь услышать в свой адрес недоброжелательные слова, порицание;
- трудно привыкают к новым людям, болезненно переживают свое отличие от других, то, что могут расспрашивать о прошлом, жалеть, что их образ жизни отличается от образа жизни сверстников из семьи;
- не умеют работать самостоятельно (не стремятся реализовать себя в труде); низкая трудоспособность, быстрая утомляемость.

При принятии на работу несовершеннолетнего выпускника детского дома, работодатель должен строго исполнять правовые нормы и гарантии, на которые имеют право дети-сироты.

Использовались материалы с проекта «Разработка системы социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве», 2006 г.. Г. В. Семья, Н. П. Слугиной, с сайтов http://www.usynovite.ru/ ; http://belinternat.org/


Два портрета

Среди старшеклассников и выпускников школ-интернатов и детских домов, руководителей сиротских учреждений провели опрос. В итоге - перед вами два портрета: Удачного и Неудачного выпускника.

Портрет Удачного выпускника:
• Имеет доброжелательные отношения со старшими, сверстниками и младшими, умеет общаться без конфликтов и ссор. Умеет работать в группе, в совместной трудовой деятельности;
• Соблюдает культуру поведения в общественных местах, правильно себя ведет (не сквернословит);
• Имеет твердый характер, уверенный в себе. Не вспыльчивый, спокойно относится к непредвиденным обстоятельствам;
• Самостоятельный во всем, умеет вести домашнее хозяйство (приготовить еду, постирать);
• Следит за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Умеет создать свой стиль в одежде;
• Умеет строить и планировать свою дальнейшую семейную жизнь;
• Имеет определенные профессиональные интересы. Знает, чего он хочет в жизни добиться. Имеет цель в жизни;
• Знает о своих правах и обязанностях.

Портрет Неудачного выпускника:
• У такого выпускника нет желания идти работать. Не знает и не умеет «простейших вещей»;
• Заранее готовит себя к неудаче, небольшие промахи воспринимаются им как подтверждение своей позиции неудачника;
• Голова его полна страхов, боязни того, что о нем будут плохо говорить или думать, что его будут игнорировать, пренебрегать им и т.п.;
• Привык получать все бесплатно, поэтому часто возмущается, когда во взрослой жизни от него что-то требуют;
• Часто живет в своих иллюзиях: не имея достаточного опыта и образования, он рассчитывает на высокую зарплату и положение, не понимая, что высокие заработки связаны с высокой ответственностью и интенсивной работой (рано вставать, не прогуливать и т.д.). Может брать на себя слишком много, при этом умеет слишком мало;
• Часто попадает в зависимость от сверстников, своих же друзей (прогулять за компанию), сомнительных взрослых, его используют в своих целях. Впитывает отрица¬тельные образцы для подражания (пьет, ворует и т.д.);
• Живет одним днем, не задумываясь о том, что будет дальше. Нет желания нормально устроить свою жизнь, создать семью.


И многое другое

К сожалению, многие ребята не имеют возможности получить профессиональное образование по своему выбору, чаще всего выпускников направляют учиться в профучилище. В результате, некоторые либо бросают учебу, либо, получив нежелательную специальность, имеют низкую квалификацию, поэтому не может, да и не хочет работать по этой специальности. Не спешите бросать учебу, вам еще пригодиться это образование. Многие выпускники коррекционных школ-интернатов по окончании одного училища поступают по своему выбору в другое, получают второе профессиональное образование.

Другая беда, мешающая выпускнику детского дома или школы-интерната начать свою самостоятельную жизнь, – это привычка жить на всем готовом: привык, что ему все обязаны. Просто так, бесплатно… Не удивляйтесь и не возмущайтесь, когда во взрослой жизни от вас начнут «много» требовать. Это нормально.
И еще: за порогом интернатного учреждения выпускника ожидает практически безграничная, внезапная и в то же время долгожданная свобода. К сожалению, многие выпускники забрасывают учебу. Сомнительные компании, пьянки, гулянки… А между тем, именно от того как вы сейчас распорядитесь своей свободой, какие у вас интересы, кто вас сегодня окружает напрямую зависит каким будет ваша жизнь уже через 5 лет.

Не повторяйте чужих ошибок!
 Разработка сайта 2004 - Кирилл Бородин - Елена Ускова