|
|
Главная / |
|
Психологическая помощь
В этом разделе мы хотели бы поговорить о том, как предупредить возможные трудности и жизненные неурядицы.
Трудоустройство выпускников интернатных учрежденийОчень важно, чтобы бывший воспитанник, который не привык к жизни в обществе, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем смог успешно устроиться на работу. Решением трудоустройства обязаны заниматься органы государственной службы занятости населения по месту регистрации (проживания).
Органы занятости должны:
- принять и дать бесплатную консультацию по вопросам возможного трудоустройства и наличия вакантных рабочих мест с учетом профессиональной пригодности;
- провести профориентационную работу с молодым человеком и профессиональную диагностику с учетом полученного образования и состояния здоровья;
- при необходимости направить на БЕСПЛАТНОЕ обучение с целью получения определенной профессии;
- зарегистрировать в качестве безработного, если ребенку уже исполнилось 16 лет, и он представил все необходимые документы; после регистрации в качестве безработного (если человека по каким-то причинам не могут трудоустроить) государство обязано выплачивать пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившей в регионе;
- направлять на общественные и временные работы;
- предложить самостоятельный поиск работы.
При трудоустройстве воспитаннику детского дома необходимо знать, как подготовиться к первому собеседованию, какие документы надо подготовить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний работник, на какие пункты в трудовом договоре нужно обратить особое внимание.
Чтобы удачно устроиться на работу лучше всего обратиться к знакомому взрослому, которому вы доверяете, чтобы он сопроводили вас на биржу труда, так как часто выпускник не может сформулировать свою проблему самостоятельно, может столкнуться с небрежным отношением сотрудников биржи. Часто именно «по знакомству» можно наиболее успешно устроиться на работу.
Помочь может также более опытный выпускник, который уже устроился в жизни, работает. При этом важно понимать свои профессиональные возможности и соответствующие им размеры оплаты труда, перспективы профессионального роста. Важно самому интересоваться о профессиях, знакомиться с интересными людьми разных профессий.
Проблемы трудоустройстваК сожалению, трудоустройство не гарантирует, что выпускник не покинет рабочее место уже через неделю или через месяц после начала трудовой деятельности.
Наиболее распространенные проблемы трудоустройства выпускников и пути выхода из этой ситуации следующие:
• Отсутствие прописки. В этом случае при трудоустройстве выпускника в частную фирму возможна такая работа, как курьер или разовые поручения с выплатой небольшой суммы без предоставления работы и оформления трудовой книжки, где не требуется профессиональное образование.
• Низкий уровень образования, нет специальности. У выпускников специальных школ-интернатов часто есть желание учиться в вечерней школе, получить нормальное образование в пределах 9 классов. Такое желание всячески приветствуется, работники Органов опеки могут в этом посодействовать.
• Конфликты на рабочем месте. Выпускники часто бросают работу из-за конфликтной ситуации на работе, которую создают во многом сами. Причины просты:
- не понял, что сказали, не знает, как выполнить требование (не умеет объяснить причину непонимания, боится переспросить, уточнить);
- проспал, боится объяснений, прогуливает, бросает работу;
- заболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;
- не справляется с заданием (сложно!) или монотонные операции вызывают раздражение (надоело!);
- неумение общаться, боязнь услышать в свой адрес недоброжелательные слова, порицание;
- трудно привыкают к новым людям, болезненно переживают свое отличие от других, то, что могут расспрашивать о прошлом, жалеть, что их образ жизни отличается от образа жизни сверстников из семьи;
- не умеют работать самостоятельно (не стремятся реализовать себя в труде); низкая трудоспособность, быстрая утомляемость.
При принятии на работу несовершеннолетнего выпускника детского дома, работодатель должен строго исполнять правовые нормы и гарантии, на которые имеют право дети-сироты.
Использовались материалы с проекта «Разработка системы социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве», 2006 г.. Г. В. Семья, Н. П. Слугиной, с сайтов http://www.usynovite.ru/ ; http://belinternat.org/
Два портретаСреди старшеклассников и выпускников школ-интернатов и детских домов, руководителей сиротских учреждений провели опрос. В итоге - перед вами два портрета: Удачного и Неудачного выпускника.
Портрет Удачного выпускника:
• Имеет доброжелательные отношения со старшими, сверстниками и младшими, умеет общаться без конфликтов и ссор. Умеет работать в группе, в совместной трудовой деятельности;
• Соблюдает культуру поведения в общественных местах, правильно себя ведет (не сквернословит);
• Имеет твердый характер, уверенный в себе. Не вспыльчивый, спокойно относится к непредвиденным обстоятельствам;
• Самостоятельный во всем, умеет вести домашнее хозяйство (приготовить еду, постирать);
• Следит за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Умеет создать свой стиль в одежде;
• Умеет строить и планировать свою дальнейшую семейную жизнь;
• Имеет определенные профессиональные интересы. Знает, чего он хочет в жизни добиться. Имеет цель в жизни;
• Знает о своих правах и обязанностях.
Портрет Неудачного выпускника:
• У такого выпускника нет желания идти работать. Не знает и не умеет «простейших вещей»;
• Заранее готовит себя к неудаче, небольшие промахи воспринимаются им как подтверждение своей позиции неудачника;
• Голова его полна страхов, боязни того, что о нем будут плохо говорить или думать, что его будут игнорировать, пренебрегать им и т.п.;
• Привык получать все бесплатно, поэтому часто возмущается, когда во взрослой жизни от него что-то требуют;
• Часто живет в своих иллюзиях: не имея достаточного опыта и образования, он рассчитывает на высокую зарплату и положение, не понимая, что высокие заработки связаны с высокой ответственностью и интенсивной работой (рано вставать, не прогуливать и т.д.). Может брать на себя слишком много, при этом умеет слишком мало;
• Часто попадает в зависимость от сверстников, своих же друзей (прогулять за компанию), сомнительных взрослых, его используют в своих целях. Впитывает отрица¬тельные образцы для подражания (пьет, ворует и т.д.);
• Живет одним днем, не задумываясь о том, что будет дальше. Нет желания нормально устроить свою жизнь, создать семью.
И многое другоеК сожалению, многие ребята не имеют возможности получить профессиональное образование по своему выбору, чаще всего выпускников направляют учиться в профучилище. В результате, некоторые либо бросают учебу, либо, получив нежелательную специальность, имеют низкую квалификацию, поэтому не может, да и не хочет работать по этой специальности. Не спешите бросать учебу, вам еще пригодиться это образование. Многие выпускники коррекционных школ-интернатов по окончании одного училища поступают по своему выбору в другое, получают второе профессиональное образование.
Другая беда, мешающая выпускнику детского дома или школы-интерната начать свою самостоятельную жизнь, – это привычка жить на всем готовом: привык, что ему все обязаны. Просто так, бесплатно… Не удивляйтесь и не возмущайтесь, когда во взрослой жизни от вас начнут «много» требовать. Это нормально.
И еще: за порогом интернатного учреждения выпускника ожидает практически безграничная, внезапная и в то же время долгожданная свобода. К сожалению, многие выпускники забрасывают учебу. Сомнительные компании, пьянки, гулянки… А между тем, именно от того как вы сейчас распорядитесь своей свободой, какие у вас интересы, кто вас сегодня окружает напрямую зависит каким будет ваша жизнь уже через 5 лет.
Не повторяйте чужих ошибок!
|
|
|